Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изменения в современном обществе предъявляют новые требования к системе образования: России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, способные мыслить независимо и творчески.
Таким образом, перед современной школой стоит задача развития познавательных способностей, творческих способностей учащихся, формирования их самостоятельности как личностных качеств, характеризующихся желанием и способностью овладевать знаниями и навыками без посторонней помощи, а также способом их применения.
Кажется, что развитие «мягких» навыков (мягких навыков, «гибких» навыков) и начальная школа не имеют ничего общего. Но нынешняя ситуация во взрослой жизни требует огромных знаний и навыков, особенно от подростков. Почти несколько десятилетий назад никто не задумывался о проблемах, которые возникают, когда современные ученики заканчивают школу. На каких навыках нам нужно сосредоточиться, чтобы сегодняшний выпускник мог успешно реализовать себя в профессии и просто получить желаемую работу?
Мягкие навыки следует рассматривать как «сложные». Тогда они начнут усиливать друг друга и создавать синергетический эффект.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить психолого-педагогические условия развития «мягких» навыков у младших школьников.
Объектом исследования является процесс развития «мягких» навыков у младших школьников.
Предметом исследования являются основы и принципы развития «мягких» навыков у младших школьников.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для развития «мягких» навыков у младших школьников.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть сущность понятия «мягкие» навыки в психолого-педагогических исследованиях;
- изучить особенности развития «мягких» навыков в младшем школьном возраста;
- детально проанализировать психолого-педагогические условия развития «мягких» навыков у младших школьников в условиях образовательной организации;
- проанализировать описание выборки исследования и диагностического инструментария;
- проанализировать результаты исследования и анализ полученных данных.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Гипотеза исследования: предполагается, что без осуществления с младшими школьниками специальной работы по развитию «мягких» навыков, их уровень будет низким. В связи с чем с данной категорией детей необходимо реализовывать программу внеурочной деятельности для повышения уровня «мягких» компетенций младших школьников. Овладение мягкими навыками и компетенциями, которые способствуют тесному сотрудничеству, совместной работе в группе или команде и успеху в совместном бизнесе, необходимо развивать с младшего школьного возраста. Вместе эти компетенции образуют единый комплекс, который позволяет проводить плодотворное обучение и решать общие задачи.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ «МЯГКИХ» НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия «мягкие» навыки в психолого-педагогических исследованиях
Современная система образования функционирует в условиях глобального мира, интенсивной информатизации всех сфер общественной деятельности, примата постклассической парадигмы науки, которая в равной степени постулирует не только предмет, объект и инструменты исследования, но и цели и смыслы, определяющие развитие науки.
Постиндустриальное общество, установившее ценность индивидуальности, личностного развития и саморазвития, привело к необходимости перехода к новой образовательной парадигме, согласно которой образование должно быть творческим, инновационным, учащиеся должны владеть не объемом знаний, а способами мышления, способностью к самостоятельному обучению. Это необходимо для успешного осуществления не только образовательной, но и профессиональной деятельности. В то же время мягкие навыки становятся одним из важнейших условий, необходимых для обеспечения конкурентоспособности человека на рынке труда [7].
Сегодня мягкие навыки присутствуют не только в бизнесе, но и в международной академической повестке дня, но серьезные работы на эту тему принадлежат в основном зарубежным авторам (Липман, Зильберман, Соарес, Вебер, Уильямс). Формирование «мягких навыков» является важным направлением деятельности большого числа учебных заведений, особенно в Соединенных Штатах и Европе, поскольку в современном мире профессиональный и личный успех требует сбалансированного сочетания «мягких навыков», которому уделяется внимание уже на школьном уровне. «Фиксированные» навыки - это на самом деле академические профессиональные знания, необходимые для выполнения определенной профессиональной деятельности. «Мягкие» навыки характерны для всех. В то же время они необходимы для реализации «жестких» навыков. Основываясь на анализе литературы, можно утверждать, что термин «мягкие навыки» используется в контексте бизнеса в отношении набора личностных качеств, которые повышают эффективность взаимодействия и продуктивность в рабочей области.
«Мягкие навыки» включают коммуникативные навыки, навыки социального взаимодействия и некоторые внутренние личностные качества. Они охватывают широкий спектр навыков, компетенций, моделей поведения, ценностных установок и личных качеств, которые позволяют субъекту эффективно ориентироваться в окружающей среде и взаимодействовать с ней, успешно сотрудничать с другими членами сообщества, продуктивно работать и достигать целей. Эти навыки широко используются в различных сферах деятельности и дополняют реальные академические и профессиональные навыки и знания.
В России мягкие навыки часто переводят как «гибкие навыки», но, на наш взгляд, мягкие навыки представляют собой более точный эквивалент, аналогичный «мягкой силе» - термину, используемому в политологии, который в своей первоначальной интерпретации обозначает способность оказывать внешнее и внутреннее политическое влияние, влияние через культурную, идеологическую, политическую и экономическую привлекательность, в отличие от военных или экономических мер. Кроме того, слово «гибкий» означает определенную мобильность, изменчивость и гибкость и может использоваться в отношении любого навыка как из «жестких», так и из «мягких» категорий. В российской педагогической практике термин «мягкие навыки» близок к общепринятому понятию «компетентность». По словам Д. Макклеланда, термин «компетентность» был введен вместо термина «способность» [10].
Компетентность - это более широкий термин, который усиливает важность личных качеств по сравнению с традиционными физическими и техническими навыками. Компетентность означает навык, который является одним из его элементов.
Американский ученый Д. Макклеланд стоял у истоков появления компетентностного подхода, который он использовал в практике управленческого консалтинга. Он утверждал, что традиционная система тестирования IQ и успеваемости в Соединенных Штатах точно предсказывает оценки на всех этапах обучения, но не может предсказать, насколько успешным будет
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: ИКАР, 2009. — 448 стр.
2. Актуальные проблемы инновационного развития образования.-М., Ритм, 2019.-С. 72-79
3. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 12-21. – URL: http://ekoncept.ru/2018/181018.htm.
4. Волосков И.В. Инновационные технологии организации работы с молодежью//
5. Волосков И.В. Социальная антропология.-М., НИЦ Инженер, 2009.-с.130
6. Восторгова Е.В., Михайлов В.В., Сыщенко А.К. Модель диагностики и развития soft skills школьников в рамках подготовки к соревнованиям WorldSkills Junior // Педагогические науки. – М., 2019. – С. 131-134.
7. Гайдученко Е., Марушев А. Эмоциональный интеллект. [Электронный ресурс]. URL: https://l-a-ba.com/lecture/show/125
8. Гизатуллина А.В., Шатунова О.В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 5. – С. 14-20.
9. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills
10. Ермаков Д.С. "Гибкие" навыки в школьном образовании // Народное образование. – 2020. – №5 (1482). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gibkie-navyki-v-shkolnom-obrazovanii
11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
12. Лебедева, М. М. «Мягкая сила»: понятие и подходы / М. М. Лебедева // Вестник МГИМО-Университета — 2017. — № 3 (54). — С. 212–223.
13. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ. – Санкт-Петербург, 2011 – 108 с.
14. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. – М.: Просвещение, 1975. – 64 с.
15. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология конфликта: учебное пособие. – Киев: МАУП, 2002. – 256 с.
16. Локтаева, Н. Н. «Мягкие навыки» как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога высшей школы [Электронный ресурс] / Н. Н. Локтаева // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. — 2016. — № 1. — С. 464– 468. — Режим доступа: http://www.e.asou-mo.ru/ index.php/explore/elektronnye-sborniki-asou/272- konferentsium-asou-sbornik-nauchnykh-trudov-imaterialov-nauchno-prakticheskikh-konferentsijchast-6
17. Локтаева, Н. Н. Формирование мягких навыков в процессе обучения иностранному языку / Н. Н. Локтаева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2014. — № 2. — С. 24–26.
18. Милевски И. Личностное развитие успешного человека. Принципы soft skills – гибких навыков человека. https://ecouniver.com/economik-rasdel/men/6641-lichnostnoe-razvitie-uspeshnogo-cheloveka.html
19. Нелисова И.Е. Развитие личности в условиях интенсивного обучения иностранному языку: Автореф. дис. канд. псих. наук. – Л., 1980. – 176 с.
20. Попов, Л. М. Экспериментальное исследование развития способности студентов к целеполаганию / Л. М. Попов, И. А. Дмитриева // Ученые записки Казанского государственного университета. — 2009. — Т. 151, кн. 5, ч. 1. — С. 266–273.
21. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 400 с.
22. Сосницкая О. Soft skills: мягкие навыки твердого характера [Электронный ресурс]. URL: http://be-st.ru/ru/blog/13.
23. Татаурщикова Д. Soft skills. [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/blog/soft-skills/.
24. Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности // Науковедение: интернет-журн. – 2014. – Вып. 3 (май–июнь) [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/135PVN314.pdf.
25. Универсальные учебные действия в системе ФГОС основного общего образования: понятие, классификация, примеры: практ. пособие / Т.Ю. Артюгина А.П. Павринова, В.В. Филатов [и др.]. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. – 30 с.
26. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
27. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования / Козлов В.В., Кондаков А.М., Фирсов В.В., Дронов В.П. / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.
28. Чуланова О.Л., Ивонина А.И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2017. – №1 (28). – С. 53-58.
29. Шилова С.А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2016. – Т.6, № 4(24). – С. 374-380.
30. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml.
31. Щеглов, Б. С. Постнеклассический подход к образованию / Б. С. Щеглов, М. В. Лойтаренко // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. — 2015. — № 2. — С. 347–352.